Hau mikola!
Hello my friend!
Привет, мой друг!
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
 
 

 
 

Mitakuye Oyasin!
We are all related!
Мы все - одной крови!

 

УВАЖЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ ИЛИ КУЛЬТУРНАЯ АПРОПРИАЦИЯ?

Что такое культурная апроприация?

Культурная апроприация – усвоение или незаконное заимствование изображений, ритуалов, эстетических стандартов и норм поведения, свойственных одной культуре или субкультуре представителями другой культуры. Это обычно применяется тогда, когда культура покоренного народа является культурой национального меньшинства или как-то зависима в социальном, политическом, экономическом или военном отношении от апроприировавшей культуры. Эта «апроприация» обычно осуществляется без всякого подлинного понимания того, почему эти действия стали частью самобытной культуры и каково их значение, из-за чего культурно значимые предметы, практики и верования зачастую превращаются в «бессмысленную» поп-культуру, или же им придается значение, без учета нюансов, а то и полностью отличающееся от оригинала.

Почему происходит культурная апроприация?

Культурная апроприация является побочным продуктом империализма, капитализма, притеснения и ассимиляции. Суть империализма – формирование и поддержание неравноправных культурных, экономических и территориальных отношений, сложившихся, как правило, между государствами, которые зачастую имеют форму империи, и основанных на превосходстве и зависимости. Империализм действует путем подчинения групп населения и территорий и вытягивания всего ценного, что имеется у колонизированного населения и на занимаемых территориях. В части, касающейся культурной апроприации, культура рассматривается как «природный ресурс», который черпают у цветного населения.

Культурная апроприация выгодна. Вещи и традиции (но не люди) маргинальных культур рассматриваются представителями доминирующей культуры как экзотические, трендовые и востребованные, использование которых приводит к прибыли. Капитализм лучше всего работает тогда, когда люди не отдельные личности с известными отличиями, а одинаковые работники, то есть «винтики в механизме». После того как отняты разнообразные культурные особенности, единственной культурой, с которой остается идентифицировать население, становится культура капиталистического общества.

Это – один аспект ассимиляции, когда обособленные социальные группы утрачивают свои культурные маркеры и соединяются с доминирующей культурой. Процесс ассимиляции осуществляется ускоренным темпом, когда культурные маркеры апроприированы доминирующей культурой. Если у доминирующей культуры есть способ доступа к культурным маркерам маргинальной культуры, то они уже не маркеры маргинальной культуры, и такая культура поглощается доминирующей культурой.

Почему так вредоносна культурная апроприация?

Культурная апроприация вредоносна потому, что это – продолжение столетий расизма, геноцида и угнетения. Культурная апроприация позволяет рассматривать все аспекты маргинальных культур (именуемых также объектами притеснения) в качестве доступных для заимствования. Это тот же принцип, который применялся (и применяется), чтобы постепенно захватить землю и природные ресурсы у цветного населения, конкретно у коренных народов. Вместе взятое – незаконное заимствование земель, природных ресурсов и культуры маргинальной группы населения – равносильно геноциду.

Защита культурной апроприации основана на ложном постулате, что межрасовые отношения существуют на основе единых правил для всех, словно нет никакого расизма. Но в действительности систематическая расовая дискриминация существует до сих пор – у белых людей есть власть и приоритет при рассмотрении вопросов в этом обществе, в то же время это общество систематически отказывает цветному населению во всем этом. Не может быть никакого по-настоящему равнозначного, без примесей, переноса понятий, практик и культурных маркеров, до тех пор, пока один слой населения (белые) имеет власть и приоритет при рассмотрении вопросов над другим слоем (цветное население).

Духовные практики коренных народов особенно подвержены апроприации доминирующей культурой. В этом есть особая ирония, если учесть, что после колонизации коренным жителям в США было разрешено на законных основаниях практиковать свою традиционную духовность только после того, как в 1978 году был принят Закон о религиозной свободе американских индейцев (American Indian Religious Freedom Act). Со времени колонизации этого континента белыми поселенцами коренные жители столкнулись с колоссальными препонами, из-за которых стало невозможно свободно пользоваться своими духовными практиками, такими препятствиями стали школы-интернаты, насильственное переселение, постоянные нарушения договоров, политика, проводимая по принципу «убей индейца, сохрани человека» и насильственная ассимиляция. Поэтому верхом бестактности белых людей выглядят их попытки оправдаться в своем использовании индейских духовных практик, после того как сами индейцы часто подвергались жестокому преследованию за то же самое.

Культурная апроприация неприемлема и как способ выражения почтения, уважения и признания людей с другим цветом кожи. Если вы хотите уважать, восхищаться и ценить чернокожих или их культуру, то вам следует узнать как распознавать, противостоять и уничтожать систематический расизм, а не заимствовать дредлокс (традиционная и ритуальная прическа, – прим. пер.), символ приверженности владельца культу Джа Растафари и сопротивлению чернокожих расизму. А если вы хотите уважать, восхищаться и ценить коренных жителей Америки и их культуру, то научитесь их слушать, когда они указывают на настоящие проблемы (и как этому противодействовать), которые встали перед коренными жителями в наше время, и, в частности, на очень большой процент самоубийств, на уровень алкоголизма в резервациях, и на постоянную кражу индейских земель ресурсодобывающими компаниями.

Многие традиции, которые были заимствованы у коренных жителей (как например, Палатка Пота и «церемонии Священного обруча» – “medicine wheel ceremonies”) проводятся белыми (по утверждению некоторых) во имя таких высоких целей как мир во всем мире, духовное исправление и взаимопонимание. Но одно из важнейших обстоятельств необходимых для наступления всеобщего мира, духовного исправления и взаимопонимания – это прекращение существования всех форм расизма. А культурная апроприация сама является формой расизма, и до тех пор, пока существует расизм нет и не может быть никакого всеобщего мира, духовного исправления и взаимопонимания. Немало разных людей указывали на многие конкретные шаги по устранению расизма, в том числе на необходимость осознания своей роли в увековечивании расизма, сравнения своего привилегированного положения белого человека по отношению к представителям других рас и оспаривания способов притеснения, с помощью которых белым отдается предпочтение. Ни один из этих шагов не требует культурной апроприации. Нельзя, чтобы примирение с белыми происходило в ущерб сохранению культуры людей с другим цветом кожи.

Культурная апроприация церемоний и предметов культа вырывает и искажает традиции и вещи из их первоначального контекста и превращает их в карикатуры - оскорбление для истинных последователей традиций. Полное неуважение истории и непонимание сегодняшних реалий гнета (обычно совершаемое белыми, считающими себя вправе распоряжаться землей, ее ресурсами и культурами) перед лицом людей, кому эти церемонии принадлежат. Присвоение чужих культурных традиций - это в лучшем случае бестактность и невежество, а в худшем - хамство и расизм.

Культурная апроприация обычно закрепляет неверные представления о людях с другим цветом кожи – то, что позволяет большинству белых думать, что они осведомлены о коренных американцах, зачастую исходит из неверных представлений, сформировавшихся в монолитной культуре, осваивающей типи, Палатки Пота и ловушки для снов. Когда эти стереотипы закреплены, они создают модель поведения цветных, от которых белые требуют подстроиться под эту модель. Если же цветные не соответствуют этим стереотипам, их зачастую осмеивают, критикуют, игнорируют и маргинализируют за то, что не вписываются в неверное понятие белых о том, что значит быть цветным.

Тем не менее, цветное население – в том числе коренные американцы – это реальные живые люди. Зачастую для оправдания культурной апроприации приводят что-то вроде «Мне просто нравится тот образ жизни, которым жили эти люди! Это было так просто и красиво!», словно они все вымерли. Этим показывают реальным людям с другим цветом кожи, что их, по сути, нет. Ничто не может так навредить, как признание того, что вас нет в принципе, потому что тогда белым больше не надо вести борьбу с расизмом, ведь если цветных, так или иначе, нет, то нечего и говорить о том, что их могут притеснять.

Даже если вы не понимаете, почему вредно придерживаться мнения, что присвоение каких-либо культурных аспектов возможно, или же вы считаете, что существуют более серьезные проблемы, с которыми сталкиваются цветные, и именно этим проблемам они должны уделять время (хотя именно на белых лежит ответственность противостоять расизму), настоятельно следует прислушаться к словам цветных, когда они называют какое-либо событие культурной апроприацией и требуют положить ей конец. Поскольку в основном цветные подвергаются расистским нападкам, им лучше всех известно, что такое расизм, поэтому именно слова цветных должны определять анти-расистскую политику.

Все непросто

Оспаривая друг друга в том, что касается заимствования из других культур (или даже проводя мирные дискуссии по поводу культурной апроприации), можно запутаться. Как всегда, очень важно быть самим собой. Иметь светлую кожу – это еще не значит быть белым. Истолковывать понятие «белый» как принадлежность к основной расе – одно из многих проявлений расизма, и представление о том, что белым является всякий у кого светлая кожа также является расистским, исключающим другой вариант в принципе. Так, например, на мой взгляд, неправильно сходу заявлять светлокожему человеку, носящему на голове вышитую бисером ленту, что он присвоил индейское украшение и потому должен снять ленту, ведь этот человек в душе может быть настоящим индейцем (тогда этот человек обязан вести себя соответственно, как подобает сыну или дочери своего народа, то есть, когда нужно, вставать на защиту чести, достоинства и свободы своего народа и относиться с уважением и благоговением ко всему, что дорого и свято для его народа. Умение сочетать в своей душе любовь к тому народу, из среды которого ты вышел и любовь к другому народу, с которым ты чувствуешь духовное родство - и является отличительной особенностью такого человека – прим. пер.). Именно поэтому важно рассказывать об этом материале. Если вы считаете, что кто-то занимается апроприацией, сначала расспросите их об этом!

Иногда мы получаем приглашение от представителей другой культуры принять участие в их церемониях. Это честь - быть приглашенными для этого, но мы также должны помнить, что приглашение принять участие в чем-либо, не дает нам права выходить за пределы того, что требуется от приглашенного на вышеуказанном мероприятии. Даже если вы проработали тонну материалов и все знаете о какой-то традиции, вас сочтут действительно интересным собеседником, но если вы не являетесь представителем данной культуры, которому положено обладать полным знанием этих практик и этих обычаев, то у вас все-таки есть вероятность допустить искажение первоначального смысла этой практики.

По-настоящему непросто разобраться в тех случаях, когда имеешь дело с традициями и символами, корни которых находятся в нескольких несхожих культурах, как, например, ношение прически дредлокс, получившее распространение у различных народов... Но, как показывает опыт, то, что почерпнуто из своей культуры, не является апроприацией.

Статья опубликована с сокращениями. Полный текст на английском языке размещен на сайте «Unsettling America. Decolonization in Theory & Practice»

Назад

 

Наверх
 
 
  ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИЯ ПРЕССА НОВОСТИ ИНФОРМАЦИЯ ПОМОЩЬ ЛАКОТА ВИДЕО ФОРУМ ССЫЛКИ КОНТАКТЫ
 
 
Mitakuye Oyasin - We Are All Related - Мы все - одной крови!
Республика Лакота

Design by Lookinghawk
[Свяжитесь с нами!]