Hau mikola!
Hello my friend!
Привет, мой друг!
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
 
 

 
 

Mitakuye Oyasin!
We are all related!
Мы все - одной крови!

 

Тропа нарушенных договоров:

ОТ ВУНДЕД-НИ ДО «БЕЗДЕЙСТВИЮ - НЕТ!»

РОН ДЖЕКОБС

Самая известная и самая неоднозначная протестная акция Движения американских индейцев (ДАИ) началась в феврале 1973 года в Вундед-Ни – маленьком городке на территории резервации Пайн-Ридж, Южная Дакота. Вундед-Ни'II началось с конфликта, который возник внутри самого племени оглала-лакота (сиу) между сторонниками председателя племени Ричарда Уилсона и остальными членами племени, которые считали, что он был продажной марионеткой Бюро по делам индейцев (БДИ). Как часто бывает в таких случаях, страсти постепенно накалялись. В 1973 году разногласия между двумя враждующими партиями общины лакота-сиу в Пайн-Ридже настолько обозлили и разделили людей, что это закончилось вооруженным противостоянием обеих сторон. Сторонники Уилсона, агенты ФБР и американские военные начали 71-дневную осаду вооруженных отрядов ДАИ. Контингент ДАИ состоял из местных жителей, самих членов ДАИ из числа индейцев разных племен, известных деятелей культуры и искусства и членов индейских благотворительных, религиозных и правозащитных организаций. Американские СМИ освещали происходившие события и их последствия на протяжении всего 71 дня осады.

К моменту завершения осады 9 мая 1973 года двое индейских активистов из ДАИ были убиты, и неизвестно, сколько еще было ранено с обеих сторон. Ричард Уилсон остался на посту до своего переизбрания на следующих выборах. Многие члены ДАИ провели следующие годы в судах, в изгнании и в заключении. Еще несколько вооруженных столкновений вспыхнули уже после осады – в основном из-за продолжающихся контрразведывательных программ и энергичного судебного преследования, которым подверглись члены ДАИ. Самым известным из этих случаев стало дело Леонарда Пелтиера, который остается в тюрьме из-за сомнительного - в лучшем случае - обвинения в убийстве агента ФБР в 1975 г.


Протест Движения американских индейцев в Вундед-Ни, 1973 год

Хотя я сам в ту пору жил в Германии, захват происходил поблизости от нашего дома. Мой одноклассник, семья которого была связана с жителями Пайн-Риджа, в начале марта бросил учебу на последнем году обучения, чтобы принять участие в происходящем. Его отец тоже был готов придти на помощь, несмотря на весьма противоречивую роль в одном из подразделений американской пехоты. Реальность такова, что, по-видимому, когда он воевал во Вьетнаме, то участвовал в операциях, которым давались названия прежних военных действий против его же народа. Каждый, кто слышал об убийстве Усамы Бен Ладена силами ВМС США, знает о постоянной практике присваивать имена коренных американцев военным акциям США: вот и та операция проводилась под кодовым названием «Джеронимо». Также некоторые вертолеты американской армии называются «Апачи». Более того, некоторые генералы, чей опыт больше всего изучают в Вест-Пойнте, начинали свою карьеру или даже прославились, убивая коренных американцев.

Итак, исполнилось сорок лет со времени второго столкновения в Вундед-Ни между членами нации лакота и правительством Соединенных Штатов. По правде говоря, столкновение 1973 года было в гораздо большей степени противостоянием, чем это было в первое вторжение. Если кто-то не знаком с этим инцидентом, позвольте мне рассказать об этом. Рано утром 29-го декабря 1890 года части американской армии вошли в лагерь, стоящий у ручья Вундед-Ни, чтобы разоружить лакота, которые остановились там. После одной или двух стычек, 7-я кавалерия открыла огонь и убила мужчин, женщин и детей, а также некоторых из своих же кавалеристов, попавших под обстрел. Те немногие воины лакота, у которых еще было оружие, начали отстреливаться от атакующих кавалеристов, которые быстро подавили огонь лакота. После того, как стрельба прекратилась, по меньшей мере 150 мужчин, женщин и детей лакота-сиу были убиты. Некоторые считают, что погибло около 300 человек. Погибли также двадцать пять солдат и 39 были ранены, причем, многие из погибших военных пали жертвами обстрела со стороны своих. Как минимум двадцать кавалеристов были награждены вожделенной Медалью Славы.

Прошло немало времени с тех пор, как я был в Южной Дакоте. Последний раз это было в 1979 году. Со мной была дружеская компания. По очереди управляя микроавтобусом VW, мы таким образом проехали через всю страну до области залива Сан-Франциско. Проезжая через штат Южная Дакота, мы остановились возле резервации Пайн-Ридж, чтобы купить бензин. Расплачиваясь, водитель хотел купить бутылку медицинского спирта у продавщицы в лавке, которая была при бензоцистернах. Она посмотрела на его длинные волосы, на его безусое и безбородое лицо (его мать была отчасти чероки) и отказалась продать ему спирт. Он объяснил ей, что спирт ему нужен для того, чтобы протереть головки в автомобильном кассетном плеере. Но она назвала его лгуном, заявив, что не собирается давать ему возможность напиться и отравиться. Не желая спорить (место все-таки довольно глухое), он заплатил за бензин и покинул лавку. После выяснения того, что произошло, я вернулся в лавку. Продавщица глянула на мою окладистую бороду, вынудила меня дать обещание, что я не позволю никаким «индейцам» распивать спиртное и продала мне ту же самую бутылку медицинского спирта, в которой она отказала моему другу. Добрую часть из следующей сотни миль мы проехали, размышляя о том, чем можно было объяснить ее поведение. Ненавидела ли она «индейцев»? Выполняла ли свой христианский долг? Или она просто боялась, что мой друг напьется, а потом его семья предъявит иск ее магазину?

Социальное положение коренных жителей Америки продолжает оставаться неустойчивым. На обоих континентах в Западном полушарии среда обитания и средства к существованию коренных жителей находятся под угрозой. Азартные игры в казино и ведение работ по добыче полезных ископаемых в Северной Америке наносят невосполнимый урон культуре индейцев и природным богатствам на их землях, приводя к обогащению лишь некоторых членов индейских общин и содействуя обнищанию остальных. В Южной Америке землям и образу жизни коренных народов угрожают на вполне реальном фундаментальном уровне, вследствие изыскания ископаемых видов топлива и расширения сельскохозяйственной деятельности, направленных на удовлетворение потребностей других людей, проживающих по-соседству и не только. Не так давно в Канаде поднялось на борьбу движение коренных жителей (известных как Первые нации Канады), получившее название «Бездействию – нет!» (Idle No More). Поводом к возникновению движения стал сводный законопроект С-45, принятый недавно канадским правительством. Похоже, что этот билль был задуман с целью аннулировать в дальнейшем договорные права, закрепленные за Первыми нациями, с тем, чтобы расширить исследование природных ресурсов и добычу полезных ископаемых. Движение постепенно охватывает и коренные народы северной части Соединенных Штатов, которые установили, что на протяжении веков их земли много раз подвергались разрушительному воздействию в целях добычи природных богатств. Совсем недавно это означало вскрытие этих земель методом гидроразрыва и прокладку трубопроводов через континент. Вопреки постоянному стремлению свести на нет культуру и условия жизни первых наций Америки, они продолжают бороться несмотря на разногласия. Их борьба остается важной частью борьбы за выживание всего человечества.

http://www.counterpunch.org/

Назад

 

Наверх
 
 
  ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИЯ ПРЕССА НОВОСТИ ИНФОРМАЦИЯ ПОМОЩЬ ЛАКОТА ВИДЕО ФОРУМ ССЫЛКИ КОНТАКТЫ
 
 
Mitakuye Oyasin - We Are All Related - Мы все - одной крови!
Республика Лакота

Design by Lookinghawk
[Свяжитесь с нами!]