Hau mikola!
Hello my friend!
Привет, мой друг!
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
 
 

 
 

Mitakuye Oyasin!
We are all related!
Мы все - одной крови!

 

СОХРАНИТЕ ВУНДЕД-НИ

ДЖОЗЕФ ПРИНОСИТ-ИЗОБИЛИЕ
(JOSEPH BRINGS PLENTY)

Слово “takini” в переводе с языка лакота-сиу означает “умереть и вернуться”, но обычно оно переводится просто как “выживший”. Это священное слово долгое время ассоциировалось с убийством множества безоружных лакотских мужчин, женщин и детей, совершенном солдатами 7-й кавалерии армии США зимой 1890 г.

Вундед-Ни вошло в историю как место, где произошло так называемое “последнее сражение” в войне Америки с ее коренными народами. Однако то, что там произошло, едва ли может считаться сражением. На самом деле это была резня.

Группа из нескольких сотен лакота, возглавляемая вождем Большая Нога (миниконжу-сиу) была перехвачена и задержана войсками, когда лакота направлялись из резервации Шайенн-Ривер в Пайн-Ридж за провиантом и защитой. Утром, после ночной попойки, “синие мундиры” разоружали воинов, когда прогремел выстрел. Солдаты открыли огонь из своих пулеметов “Гочкиса”. Погибло, по меньшей мере, 150, а может и не менее 300 (если не больше) лакота.

Наша борьба, направленная на то, чтобы выжить, как народ, продолжается и в наши дни – борьба за сохранение не только нашей культуры и нашего языка, но также нашей истории и нашей земли. Хотя теперь я живу в западных пределах индейской резервации Шайенн-Ривер, но рос в Пайн-Ридже среди моих родственников оглала всего лишь в нескольких милях от Вундед-Ни. Один член моей семьи пережил эту бойню; другие погибли.

Место массового убийства вызывает сильное душевное волнение у всех наших людей – воспоминания о телах, заледенелых скрюченных фигурах тех, кого выследили и убили, когда они спасались бегством, и тех, которые бежали в лютый холод через открытые всем ветрам равнины. Эти истории были переданы нам, и это живет в нас.

Одну историю я отчетливо помню, ее рассказала мне старейшина племени, когда мне было около 8 лет – очень старая женщина, мать которой пережила эту бойню ребенком. Мать этой старой женщины рассказывала ей, как ее собственная мать подхватила ее, когда засвистели пули. В этот момент молодой воин, проскакавший мимо на лошади, поднял ребенка на руки, чтобы помочь женщине спасти девочку. Когда она оглянулась назад, то увидела свою мать застреленной - ее грудь разорвало пулями... Спустя годы, она рассказала своей дочери, что запомнила, как ощутила в тот момент на губах вкус соли своих слез. Старая женщина рассказала мне все это после того, как я опрокинул солонку. Даже рассыпанная соль все еще напоминала ей о матери.

Таких историй много. И то, что в 1973 году этим местом завладели члены ДАИ, чтобы привлечь внимание страны к экономической и культурной несправедливости в отношении своих индейских братьев и сестер, объясняется духовной силой Вундед-Ни.

Теперь наше достояние под угрозой превращения в товар для сделки с недвижимостью, в еще один земельный участок из числа тех, что когда-то были нашей землей, а потом оказались проданы с аукциона предложившему самую высокую цену. Крики наших убитых все еще отдаются эхом от пустынных холмов – мы храним память о них в сердце всю свою жизнь. Но шум бульдозеров и звяканье монет торгашей могут, в конце концов, заглушить эти крики.

Земля Вундед-Ни перешла из общинного земельного фонда оглала в частные руки через процедуру, известную как распределение, к которому федеральное правительство приступило в конце 19-го века, чтобы разделить землю между индейцами, а излишки отдать не-индейцам. Идея состояла в том, чтобы вывести нашу землю из-под общинного контроля, передав ее во владение индивидуальным пользователям и, таким образом, привить народу лакота и остальным коренным американцам чуждое понятие собственности на землю. Однако, по отношению к нам, эта политика была просто еще одной формой воровства земли.

Частный собственник земельного участка Вундед-Ни, обладающий правом собственности на этот 40-акровый надел с 1968 года, хочет теперь продать его за 3.9 млн долларов. По условиям, если оглала Пайн-Риджа не выкупят его к 1 мая 2013 года, он будет продан с аукциона.

Индейская резервация Пайн-Ридж – одна из беднейших на территории США, и для оглала, которые и так кругом в долгу, весьма затруднительно заплатить такую цену. Многие старейшины задают резонный вопрос, почему вообще надо платить. Долг федерального правительства - выкупить эту землю. А президенту Обаме следовало бы сохранить ее в качестве исторического памятника, находящегося под охраной государства – в марте он именно так и поступил с пятью участками по стране, находящимися в федеральной собственности, в том числе одно такое памятное место находится на территории Мэриленда, с которым связана деятельность Гарриет Табмен и подпольной железной дороги.

Место резни имеет большое значение не только для народа лакота, но и для всех Первых наций – и для каждого американца в отдельности. Вундед-Ни должно остаться сакральным местом, где голоса танцоров-призраков, более века назад исполнявших танец во имя возвращения нашего прежнего образа жизни, до сих пор отдаются эхом среди сосен, где духи наших старейшин все еще блуждают по холмам, и где слово “takini” еще означает долговечность нашей коллективной памяти.

Вождь Джозеф Приносит-Изобилие (Brings Plenty), бывший председатель племени в резервации Шайенн-Ривер, ныне преподает культуру лакота в школе Takini, в Шайенн-Ривер.

Save Wounded Knee

Назад

 

Наверх
 
 
  ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИЯ ПРЕССА НОВОСТИ ИНФОРМАЦИЯ ПОМОЩЬ ЛАКОТА ВИДЕО ФОРУМ ССЫЛКИ КОНТАКТЫ
 
 
Mitakuye Oyasin - We Are All Related - Мы все - одной крови!
Республика Лакота

Design by Lookinghawk
[Свяжитесь с нами!]