Hau mikola!
Hello my friend!
Привет, мой друг!
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
 
 

 
 

Mitakuye Oyasin!
We are all related!
Мы все - одной крови!

 
САМОЕ ГЛАВНОЕ - ЭТО ЛЮБОВЬ

1. В традициях лакота мать несла особую ответственность перед своим ребенком, это включало ее собственное здоровье и благополучие, ее мысли и чувства, ограждение себя от воздействия внешнего шума. Поскольку тихая окружающая среда играет немаловажную роль в формировании ребенка, то и будущая мать старалась оградить себя от громких общественных собраний, шумных праздников и танцев. Сегодня же еще даже не рожденного ребенка буквально окунают в шум общества, в громкие голоса телевидения и радио, в бесконечные разговоры и пересуды, путая мысли матери в этом и без того запутанном мире. Хорошее воспитание детей требует много времени и сил, поэтому о рождении второго ребенка не думали до тех пор, пока первому не исполнялось 4 или 5 лет.

2. Как только ребенок рождался, ему преподавали самый важный жизенный урок: твое личное желание не должно идти во вред твоему народу. Поэтому первым уроком был урок тишины, ведь любой звук мог выдать целый лагерь врагу или испортить охоту, обрекая всех на голодную зиму. Подрастая, ребенок учился переносить трудности без хныканий, становясь сильным сердцем и телом. Он не был лишен внимания и всегда мог видеть из своей люльки, чем занимаются люди вокруг него. Сегодня же младенцу позволено кричать и требовать, что бы все бежали на этот крик исполнять его прихоти, таким образом, в их собственном сознании, они становятся центром бытия, а не частью тела всего человечества. Детей стараются отделить от взрослых в группы ровесников, лишая их возможности учиться и получать опыт.

3. Традиционный путь лакота показывал каждому ребенку общую заинтересованность в нем, поэтому в каждом типи были рады малышу, встречая его пищей, если он голоден, и окружали его заботой, разделяя с ним радость и печаль.

4. Детей лакота никогда не били. Ребенок быстро понимал, что он должен занять свое надлежащее место, как и каждый человек, ведь все, что окружало его, уже имело свое место - в противном случае хрупкий баланс жизни был бы нарушен. Для лакота было шокирующим видеть, как в белом обществе воспитывают детей: в начале нянчясь с ними, как с игрушками или животными, а затем избивая их, как своих врагов, при этом избиение считалось основой воспитания.

Наши люди видели, кем потом становились эти дети - недоразвитыми взрослыми со взрослыми запросами, которые делали их опасными врагами, преследовавшими цель урвать только свой кусок, поэтому в современном обществе каждый борется друг с другом, ослепленный жадностью и недоверием.

5. В традиционном укладе жизни лакота понимали опасность чрезмерной зависимость ребенка от отца или матери. Поэтому при рождении для каждого ребенка выбирали второго отца или мать, с учетом их опыта и примера, которым они могут стать для ребенка: охотником, домохозяйкой и т.д. Молодой мальчик, к примеру, мог говорить свободно, но с уважением, со второй матерью и держаться на расстоянии от первой, чтобы не цепляться за ее мокасины, следуя ее советам, нежели разрабатывая свое собственное внутреннее самоутверждение. Мать осмысленно избегала того, чтобы смотреть сыну в глаза с момента его рождения, дабы сын не привязывался к ней и рос самостоятельным человеком, хорошим братом, хорошим мужем и отцом.

6. Молодой лакота учился принимать самостоятельные решения и брать ответственность за свои действия в очень раннем возрасте. Опыт был главным учителем в жизни. В современном обществе родители всячески стараются оградить любопытного ребенка от негативного опыта, такая чрезмерная опека приводит к тому, что со временем ребенок начинает направлять свой гнев на родителей.

7. Жизненно важным уроком у лакота был и тот урок, когда родители от рождения закладывали в него понимание того, что вся жизнь и все, что есть в жизни - будь то растения, животные, ползающие и летающие народы - занимает свое священное место и священно так же, как и сам ребенок. Ему говорили, что все то, что существует на земле, было создано, чтобы делиться друг с другом и должно быть уважаемо, нельзя уничтожать что-то без причины: нельзя убивать животное, если ты не голоден или не нуждаешься в мясе и т.д. Каждый аспект жизни был духовным и нес в себе определенное послание от Вакан Танка, что делало все вещи священными и сопричастными друг другу. И как противоположность этому - взгляды современного общества, где детям с ранних лет внушают, что природные ресурсы земли должны использоваться для прихоти человека, весь животный мир предназначен для поедания или развлечения, а все, что связано с сохранением жизни на Земле, считается вторичным или же совсем не важным.

8. Родители лакота всегда старались привлечь ребенка к жизни селения, чтобы он мог почувствовать себя частью этой жизни. Ребенок мог брать пример со стариков, охотников, святых мужей и т.д. Каждая игра была элементом взрослой жизни и вырабатывала в детях определенные практические навыки. В современной жизни игры основаны на фантазиях, погружающих в вымышленный мир, где он или она желают достичь лишь богатства и власти, чтобы иметь определенное влияние в этом жестоком мире.

В хорошее воспитание должны быть всегда вовлечены бабушки и дедушки, которые становятся хорошими и уважаемыми учителями для внуков. Большинство стариков в деревне лакота, жившие респектабельной и строгой жизнью, выбирались своего рода воспитателями для подрастающего поколения. В современном обществе стариков, как правило, игнорируют или же издеваются над ними, а главным критерием считается не мудрость, а то, что они могут производить.

9. В возрасте 10 лет в жизни мальчиков наступал тот момент, когда ребенок уже не мог говорить с матерью напрямую, а только через третьих лиц. Это был очередной шаг в ограничении влияния матери на ребенка, что делало его более мужественным, в отличие от современного общества. Воспитанием мальчика с этого момента занимался отец и другие родственники-мужчины, обучая его искусству охоты, выживанию наедине с природой, подготовке к семейной жизни и т.д. Девочки же оставались на попечении матери и других родственниц, которые учили их основам ведения домашних дел, уходу за детьми, воспитывая при этом все необходимые качества для женщины-лакота, такие как скромность, спокойствие, терпеливость и т.д. Нынешнее общество показывает всю несостоятельность воспитания, в результате чего молодые люди абсолютно не подготовлены к взрослой жизни.

10. Еще одним важным аспектом в воспитании лакота было предоставление молодым людям возможности учиться сложным жизненным урокам с помощью насмешек и шуток, которым подвергали их сверстники. Некоторые из игр были очень жесткими, иногда приводившими даже к травмам. Сегодня в доминирующем обществе стараются оберегать молодежь от трудностей, дав им взамен игрушки, сладости, телевизор и компьютер. Потом, столкнувшись с реальной жизнью, эти подростки не в состоянии принять ее и, пытаясь уйти от реальности, стремятся к самоуничтожению через алкоголь, наркотики, самоубийство.

11. В возрасте 10 лет мальчик лакота уже имел необходимое самоуважение как полноправный член племени. В 12 лет он уже мог убить своего первого бизона или посчитать "ку" на враге. В возрасте между 14-ю и 16-ю годами он проходил обряд "ханблечейя" (hanbleceya) - поиск видения, чтобы более точно осознать свою роль в этой жизни. Двенадцатилетние мальчики в современном обществе являются полной противоположностью и похожи скорее на самых маленьких детей лакота, еще не способных самостоятельно жить в обществе. Что касается девочек лакота, то в возрасте 14 или 16 лет они уже были полностью подготовлены к семейной жизни и могли выходить замуж, обладая всеми навыками ведения домашнего хозяйства и воспитания детей. А вот сегодняшних молодых девушек из доминирующего общества обычно растят для будущей комфортной жизни в богатых домах и легкой жизни в мире ТВ, а если они становятся матерями, то зачастую и вовсе не готовы к уходу за ребенком и к его воспитанию.

В заключение, хотелось бы сказать, что сейчас мы живем в обществе, значительно отличающимся от того, в котором жили наши предки, и мы находимся под влиянием доминирующего общества. Даже те из нас, кто хочет воспитывать наших детей по-старому, традиционному образу жизни, чтобы вырастить здоровых детей, сталкивается с неприятием этого пути.

Сидящий Бык сказал: "Что делает белый человек со своими детьми, то же начинают делать и его дети". Мы живем в мире опасного и нездорового перехода, и наши дети, находясь в утробе, уже инфицированы загрязнением. Но есть несколько решений этой проблемы. Кто-то возможно должен признать, что они не способны пока стать родителями и принять на себя такую серьезную ответственность. Если же вы хотите, чтобы ваши дети росли здоровыми и ценили данную им жизнь, чтобы ваша семья была крепкой, используя традиционный опыт, оградите ее от шума и жадности современного мира, не допускайте в нее алкоголь и наркотики.

К чему приведут пути белого человека, никто не знает, но все индейские пророчества говорят, что это путь саморазрушения. Мы можем лишь надеяться на то, что наш народ в этом постоянно меняющемся мире будет способен сохранить истину - суть нашего жизненного пути. И как сказал перед смертью Джеральд Уилкинсон, бывший глава Национального совета индейской молодежи: "В конечном итоге, самое главное - это любовь".

Источник: Ultimately, the bottom line is love

Перевод Александра Caksi *Два Волка*

Назад

 

Наверх
 
 
  ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИЯ ПРЕССА НОВОСТИ ИНФОРМАЦИЯ ПОМОЩЬ ЛАКОТА ВИДЕО ФОРУМ ССЫЛКИ КОНТАКТЫ
 
 
Mitakuye Oyasin - We Are All Related - Мы все - одной крови!
Республика Лакота

Design by Lookinghawk
[Свяжитесь с нами!]